1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Пошук по сайту

Розсилка новин

ГАЗ-67. Как появился первый советский джип

Музей ретро-автомобилей, созданный Алексеем Стрембицким - это один из крупнейших и самый современный автомузей в Виннице. В экспозиции которого представлены,  преимущественно, советские автомобили прошлых лет: легковые, грузовики и мотоциклы. Но об этом поподробнее в рубрике «РЕТРО АВТО».   Мы же расскажем Вам об экспонатах музея, а также истории каждой из марки  легендарных машин. ГАЗ 67Б  не стал массовым автомобилем Великой Отечественной, тем не менее считается одним из ее символов. И не только потому, что родился и вырос во время войны.

Вы, наверное, помните, детские конструкторы? Набор унифицированных пластмассовых модулей, из которых, в зависимости от желания, можно собрать пароход, паровоз, пистолет или создать некую конкретную, достаточно сложную конструкцию, пиратскую крепость, например, или авианосец. Это ведь было любимое занятие каждого советского ребенка.

Примерно в таком положении в январе 1941 года оказался ведущий специалист ГАЗа по разработке внедорожников Виталий Андреевич Грачев. Конструктора вызвал к себе новый нарком среднего машиностроения Малышев и поставил техническое задание: Грачеву показали вырезку из американского журнала с фотографиями фрагментов испытаний американского армейского джипа Bantam (предшественника «Виллиса»). Демонстрация завершилась приказом сделать «точно такой».
В рекордные сроки, всего за 51 день был спроектирован и построен первый советский джип. Забегая вперед, можно отметить, что конструкции в целом  оказалась очень удачной и оправдала все ожидания. Фронтовая практика Великой Отечественной - лучшее тому подтверждение.

Проектирование нового варианта джипа с индексом ГАЗ-67 начинал В.А.Грачев, а завершал Г.М. Вассерман, будущий создатель ГАЗ-69 и ГАЗ-М72. Широкая колея позволила взять задний мост прямо с ГАЗ-М1. К кузову ГАЗ-64 приделали выступающие задние и новые передние крылья. Была усилена рама. Прототипы ГАЗ-67 появились весной 1943-го, но освоение его выпуска приостановили бомбардировки территории ГАЗа летчиками Люфтваффе, продолжавшиеся  с  4  июня  по 5 июля 1943 года. Поставить на конвейер ГАЗ-67 удалось в сентябре 1943-го.

Оказалось, что новый горьковский джип заметно превосходит «ленд-лизовский» Willys по тяговым характеристикам двигателя и трансмиссии, поэтому легко справляется с буксировкой артиллерийских орудий. Двигатель ГАЗ работал на доступном низкооктановом бензине, а летом даже на керосине. Устойчивость и способность ездить по колее грузовика были тоже преимуществами ГАЗ-67.

Однако, до конца войны, выпуск таких машин оставался не слишком массовым. Нужды фронта в подобных машинах удовлетворяли поставки Willys. Основная масса изготовленных на ГАЗе агрегатов полного привода шла на броневики БА-64, в тот момент более нужные армии.  Поэтому  до 9 мая  1945 года с конвейера сошло примерно 5-6 тысяч джипов этого семейства.

По окончанию войны «газик» быстро нашел себя в мирной жизни, освоив ряд гражданских специальностей. Он оказался востребован агрономами и председателями колхозов, механизаторами и связистами, геологами и участковыми милиционерами. Целый год «шестьдесят седьмой» успешно трудился на одной из дрейфующих арктических станций. Весной 1950 года облегченный «козлик» поднялся на гору Эльбрус, высочайшую вершину России. ГАЗ-67Б выпускался до конца августа 1953 года, то есть 10 лет. Последняя модернизация была проведена стараниями ведущего конструктора Вассермана в 1948 году. Тогда была внедрена штампованная облицовка радиатора (вместо наборной из стальных прутьев) и ряд агрегатов, унифицированных с ГАЗ-М20 «Победа» и грузовиком ГАЗ-51: карбюратор, бензофильтр, распределитель зажигания.

Запланированные Грачевым с самого начала амортизаторы двойного действия появились на ГАЗ-67Б лишь в 1951 году. В 1953 году заслуженного «фронтовика» на заводском конвейере сменил ГАЗ-69.